Первый зампредседателя комитета Госдумы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Дмитрий Вяткин («Единая Россия») внес 16 декабря в нижнюю палату парламента законопроект, вводящий уголовную ответственность за умышленное блокирование транспорта и движения, если это создало угрозу жизни, здоровья, безопасности или повреждения имущества.
В законопроекте предлагается внести изменения в статью 267 УК, которая сейчас карает за приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения.
В настоящий момент в статье идет речь о «разрушении, повреждении или приведении иным способом в негодное для эксплуатации состояния транспортного средства, путей сообщения, средств сигнализации или связи либо другого транспортного оборудования, а равно блокировании транспортных коммуникаций, если эти деяния повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба». В этом случае человека могут оштрафовать на сумму от 100 тысяч до 300 тысяч рублей, отправить на принудительные работы либо лишить свободы на срок до четырех лет. В статье есть также часть, предусматривающая наказание до восьми лет лишения свободы, в случае если указанные выше действия привели по неосторожности к смерти одного человека, и до 10 лет — если двух или более человек.
Депутат Вяткин предлагает добавить в статью наказание за «умышленное блокирование… объектов транспортной инфраструктуры либо воспрепятствование движению транспортных средств и пешеходов на путях сообщения, улично-дорожной сети». Кроме того, в законопроекте предлагается ввести в эту статью менее тяжелые последствия всех перечисленных выше действий.
Если они создали «угрозу жизни, здоровью и безопасности граждан, а равно угрозу уничтожения или повреждения имущества физических и (или) юридических лиц», возможно наказание в виде штрафа от 100 тысяч до 300 тысяч рублей, обязательных работ до 240 часов, принудительных работ или лишения свободы до года.
Если в результате этих действий чьему-то здоровью по неосторожности причинили легкий вред, Вяткин предлагает наказывать за это штрафом от 200 тысяч до 500 тысяч рублей, обязательными работами до 300 часов, принудительными работами или лишением свободы до двух лет. Если вред оказался средней тяжести, то штраф будет уже от 300 тысяч до 600 тысяч рублей, обязательные работы — до 400 часов, принудительные работы или лишение свободы — до трех лет. Если вред тяжкий или причинен крупный ущерб (более миллиона рублей) — от 400 до 700 тысяч рублей, до 450 часов или до четырех лет. Части про смерть в законопроекте остаются неизменными, не считая номеров.
В пояснительной записке к законопроекту Вяткин не приводит обоснований, зачем понадобилось добавлять все вышеизложенное в уже имеющуюся статью.
Есть основания полагать, что в случае принятия законопроекта статью в новом варианте могут начать применять против участников акций, если правоохранители сочтут, что они умышленно блокировали движение транспорта. В настоящее время в отношении участников шествий, в ходе которых, по предположению полиции, кто-то перекрывал движение, применяется часть 6.1 статьи 20.2 КоАП, наказывающая за «участие в несанкционированных собрании, митинге, демонстрации, шествии или пикетировании, повлекших создание помех функционированию объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры». Но в отличие от предполагаемого варианта статьи УК, в этой части статьи КоАП не говорится об угрозе жизни, здоровью и безопасности.
Юрист ОВД-Инфо Денис Шедов обращает внимание на то, что понятие угрозы размытое, и неясно, как применение соответствующего положения будет работать на практике, в связи с чем может возникнуть необходимость в разъяснениях Конституционного суда. Таким образом, статья 267 УК может стать похожей на статью 212.1 УК о неоднократных нарушениях порядка проведения публичных мероприятий, о которой Конституционный суд сделал пояснение, что ее следует применять только в тех случаях, когда нарушения на уличных протестах представляют опасность для общества. В результате в уголовных делах по статье 212.1 УК, которые возбудили после этого пояснения КС, следователи пытаются подать мирные действия в области свободы собраний как представляющие опасность и угрозу.
«Предлагается криминализировать помехи движению даже тогда, когда это не повлекло негативных последствий, а лишь создало некий абстрактный „риск“. Подобная инициатива сама по себе уже кажется несбалансированной, а с учетом правоприменения по ст. 212.1 УК РФ можно предположить, что при принятии этого законопроекта будет создан еще один механизм для привлечения к уголовной ответственности людей за нарушения формальных правил без какой-либо общественной опасности», — комментирует законопроект Шедов.
Комитет по правам человека ООН, разъясняя значение права на свободу мирных собраний, закрепленного 21 статей Международного пакта о гражданских и политических правах, отмечает следующее: «В силу своего масштаба или характера [мирные собрания] могут препятствовать, например, движению автотранспорта или пешеходов или экономической деятельности. Эти последствия, будь то преднамеренные или непреднамеренные, не являются основанием для лишения таких собраний защиты, которой они пользуются».
Правительство уже поддержало проект Вяткина, указав только, что в Кодексе об административных правонарушениях уже есть статья 20.18, наказывающая за блокирование транспортных коммуникаций. В правительстве считают достаточным, чтобы избежать «конкуренции» между предполагаемым вариантом уголовной статьи и статьей КоАП, указать в последней, что «административная ответственность наступает в случае отсутствия в действиях лица признаков уголовно наказуемого деяния».
Заместитель председателя Верховного суда Владимир Хомчик раскритиковал законопроект. Он указал, что в пояснительной записке нет «мотивированного обоснования» «блокирования транспортной инфраструктуры, воспрепятствования движению транспортных средств и пешеходов на путях сообщения, уличной дорожной сети, особенно с учетом того, что преступным предлагается признать состав поставления в опасность», и напомнил, что требование о мотивированном обосновании содержится в регламенте Думы. Хомчик указал также, что Вяткин не привел объективных данных о том, что статья 20.18 КоАП недостаточным образом и неэффективно наказывает за действия, угрожающие безопасности движения. Кроме того, зампред ВС написал в официальном отзыве, что «неосторожное причинение легкого вреда здоровью согласно действующему законодательству» вообще не относится к Уголовному кодексу, а неосторожное причинение вреда средней тяжести в статье 267 УК уже было, но в 2003 году его оттуда исключили.
- Депутат Вяткин ранее внес в Думу законопроекты, ужесточающие ситуацию со свободой собраний. 9 декабря Дума приняла их в первом чтении. Если эти законопроекты примут в таком виде окончательно, то усложнится процедура согласования акций, журналистам станет сложнее работать на акциях, запретят иностранное и анонимное финансирование организации акций, нельзя будет протестовать возле зданий МВД и ФСБ, а пикетные очереди приравняют к мероприятиям, требующим согласования.