Головинский районный суд Москвы приговорил сопредседателя «Мемориала» Олега Орлова к двум с половиной годам по делу о повторной дискредитации армии (ч. 1 ст. 280.3 УК), его взяли под стражу в зале суда. Об этом сообщает ЦЗПЧ «Мемориал».
«На самом деле нас наказывают за то, что мы позволяем себе критиковать власть. В нынешней России это абсолютно запрещено. Конечно, депутаты, следователи, прокуроры и судьи не произносят это открыто. Они скрывают это под абсурдными и нелогичными формулировками новых так называемых законов, обвинительных заключений и приговоров. Но это так.
Сейчас в колониях и тюрьмах медленно убивают Алексея Горинова, Александру Скочиленко, Игоря Барышникова, Владимира Кара-Мурзу и многих других. Их убивают за то, что они протестовали против кровопролития в Украине, за то, что они хотят, чтобы Россия стала демократическим, процветающим государством, не представляющим угрозу для окружающего мира. Мы помним призыв Алексея — «Не сдавайтесь»», — отметил Орлов в своем последнем слове.
Это повторное рассмотрение дела Орлова. Изначально, в октябре 2023 года, его приговорили к штрафу в 150 тысяч рублей, но прокуратура обжаловала это решение. Накануне правозащитнику запросили два года и одиннадцать месяцев лишения свободы.
Во время нового следствия следователь нашел в деле мотив «идеологической вражды к традиционным российским духовно-нравственным и патриотическим ценностям», а также мотив ненависти к социальной группе «военнослужащие». По делу о дискредитации ВС РФ с правозащитника взяли подписку о невыезде.
Орлов свою вину не признает. Во время первого заседания по новому процессу он отказался себя защищать и отметил, что выступит только с последним словом, так как «не считает данный суд правосудием». Также правозащитник запретил своим адвокатам вызывать свидетелей, чтобы не «увеличивать риски для людей». На заседания мужчина ходит с книгой «Процесс» Франца Кафки.
Поводом для преследования правозащитника стала его статья «Им хотелось фашизма. Они его получили». О возбуждении дела стало известно 21 марта 2023 года. В тот день к Орлову и другим сотрудникам «Международного Мемориала» пришли с обысками в рамках другого дела — о реабилитации нацизма (п. «в» ч. 2 ст. 354.1 УК), по этому делу Орлов, как и его коллеги, проходит свидетелем.
11 марта Олега Орлова перевели в СИЗО-5 «Водник». Об этом сообщает «Центр Мемориал». После приговора правозащитник находился в СИЗО-7 «Капотня» на карантине.
Поддержать осужденного можно, написав ему письмо через сервисы «ФСИН-письмо» и PrisonMail, а также обычной почтой по адресу:
125130, г. Москва, Выборгская ул., 20, ФКУ СИЗО-5 («Водник») ФСИН России,
Орлову Олегу Петровичу, 1953 г. р.
27 марта Из-за ознакомления с материалами суда Олег Орлов систематически лишается горячей пищи, так как его увозят в суд до завтрака и возвращают в СИЗО поздно ночью. В течение дня он может питаться лишь сухим пайком. При этом в некоторые из дней ознакомления не происходит, и Орлов напрасно проводит время в конвойном помещении суда. Как сообщает Центр защиты прав человека «Мемориал», такое было уже трижды. Осужденного перевозят в переполненном прокуренном автозаке по несколько часов ежедневно.
В суде конвойные полностью контролируют коммуникацию правозащитника с адвокатом: запрещают им говорить «не по делу» и изучают каждую бумагу.
- В начале февраля Олега Орлова внесли в реестр «иностранных агентов».
- Дело по первой часть статьи 280.3 УК могут возбудить в том случае, если у человека уже есть хотя бы одно вступившее в силу решение суда по аналогичной административной статье (ст. 20.3.3 КоАП) в течение года. 12 мая 2022 года Орлова оштрафовали на 50 тысяч рублей по административной статье о дискредитации армии из-за плаката «СССР 1945 — страна, победившая фашизм. Россия 2022 — страна победившего фашизма», который он развернул на Красной площади.
- После начала войны в Украине российские власти стали резко реагировать на протестные настроения. Перечень статей, по которым преследуют выступающих против войны, достаточно широк. Фигурантам «антивоенных дел» часто вменяют хулиганство, вандализм, применение насилия к представителям власти и другие нарушения. Существенным элементом давления также стали статьи, введенные в Уголовный кодекс после начала военных действий, — распространение «фейков» про армию РФ и дискредитация вооруженных сил.